Читать мантру – легко, даже самую сложную; Хранить обет молчания в течение ретрита – не так и сложно; Носить одежды, чётки, всякие удивительные штучки – это ритуалы, и это легко Действительная работа – это распознавать действие своего эго в повседневной жизни – в общении с мамой, с папой, с учениками, с коллегами, с любимыми, с детьми, со старушкой в очереди, – распознать и не выбирать его притягательные ловушки. А это уже требует сердечных усилий: Давайте поговорим об этих мирских достижениях: лично у меня с ними масса проблем. Атиша Дипанкара, один из величайших буддийских ученых Индии, высказывался об этом просто чудесно. Он говорил: "Восемь вещей делают человека слабаком". Он имел в виду восемь мирских дхарм, или восемь ловушек, в которые мы попадаем: Желание победить, Нежелание проиграть. Желание признания, Нежелание бесславия. Желание похвалы, Нежелание осуждения. Желание удовольствия, Нежелание боли. Они очень важны. Мы должны выучить их наизусть, чтобы время от времени проверять, не попадаем ли мы в одну из этих ловушек, или даже сразу во все. Я это проверяю. Это ядро моей практики - проверять, не попадаю ли я в одну из этих ловушек. Итак, мы должны исследовать, не попадаем ли мы в эти капканы. Я подвержен им всем, особенно желанию похвалы. Мне всегда нравится, когда меня хвалят, и это моя самая большая слабость. Я уверен, что это происходит со многими из нас; мелкие, поверхностные, бесполезные, нелепые слова похвалы могут сделать нас очень, очень слабыми. То же самое касается осуждения; несколько дурацких и бессмысленных критических замечаний могут ранить нас навсегда. Думаю, вы все знаете, о чем я говорю: о том, как мы обожаем побеждать и как ненавидим проигрывать; как мы любим внимание и как нам неприятно, когда нас игнорируют. Все это - ловушки. Если мы попадем в одну из этих ловушек, мы лишимся силы. Я постоянно попадаю в эти восемь ловушек. Я не хочу терять друзей, хочу похвалы, не желаю слышать критику, хочу больше учеников, хочу внимания и не хочу, чтобы меня игнорировали. И что же я делаю? Чтобы заполучить желаемое и избежать нежеланного, я в итоге массирую эго других. В идеале, если бы я был настоящим учителем, я бы говорил вам то, что вам нужно услышать, но это может быть довольно болезненно. Если я принимал свою роль духовного друга всерьез, это бы ранило ваше самолюбие. Вся штука в том, что духовный путь требует преодоления эгоистичных желаний. Прошу прощения за эти слова, но это единственный выход. Если мы практикуем Дхарму с такой мотивацией (мирские достижения), мы может и получим какие-то мирские блага, но не сможем использовать полный потенциал Дхармы. Более того, мы даже не будем практиковать настоящую Дхарму - только Дхарму-фальшивку, Дхарму-подделку. Дзонгсар Кхьенце Ринпоче